В школе №29 в Подольске стартовал амбициозный научно-образовательный проект — разработка космического телескопа нового поколения «УмКА-2», который должен стать качественным прорывом в школьной космонавтике. В отличие от своего предшественника, «УмКА-1», новый аппарат будет способен принимать и передавать высокоскоростные сигналы, что открывает доступ к более точным данным дистанционного зондирования Земли. Его ключевая особенность — увеличенная в четыре раза апертура, что напрямую повышает чувствительность и разрешающую способность прибора, информируют Regions.
На крыше образовательного учреждения уже установлен современный антенный комплекс: он включает антенны для приёма данных с орбиты, управления спутником, системы типа «вьюнок» и оборудование станции «Алиса» — специализированную платформу для обработки информации дистанционного зондирования. Отсюда, из школьного Центра управления полётами (ЦУП), будут поступать команды на борт телескопа и приниматься сигналы из космоса — не как демонстрация, а как полноценная работа с реальными технологиями, используемыми в профессиональной космической отрасли.
Проект объединяет не только школьников, но и студентов, инженеров, учёных. Многие участники команды, которые работали над «УмКА-1», сегодня — студенты Московского авиационного института, специалисты в IT, энергетике и космических технологиях. Они продолжают участвовать в новой версии, передавая опыт новому поколению. Среди них — Ламара Дургарян и Анна Кудрявцева, которые управляют участками проекта даже будучи в других городах: одна — из Подольска, другая — из Славянска-на-Кубани. Благодаря цифровым каналам связи, география команды теперь не ограничена стенами школы.
Разработка ведётся при научной поддержке ведущих институтов страны: Института ядерной физики МГУ, Факультета космических исследований МГУ и Астрокосмического центра Физического института им. Лебедева РАН. Эти организации помогают проектировать отдельные элементы телескопа, проводить моделирование и тестирование систем, обеспечивая соответствие требованиям космических стандартов.
В процессе также задействованы школьники из Москвы, Жуковского, Славянска-на-Кубани и других городов — все они могут участвовать удалённо, выполняя задачи в рамках своих компетенций: от сборки модулей до анализа получаемых изображений. Это — не разовое мероприятие, а часть долгосрочной стратегии: подготовка молодых кадров не через лекции, а через практику, где каждый этап — ответственный, а каждая ошибка — возможность вырасти.
«УмКА-2» — это больше, чем школьный проект. Это — живая модель того, как образование может быть на острие технологий. Как 14-летний ребёнок может сделать то, что раньше было доступно только крупным космическим агентствам.